С дополнительной информацией, можно ознакомиться, кликнув на заголовок данного сообщения.
Вы здесь
Создание предприятий АПК по принципу «из одних рук» - миф или реальность.
Мировой финансовый кризис установил в России новые негласные правила создания будущих современных предприятий АПК, эффективностью которых сегодня интересуются не только товаропроизводители, но и, в первую очередь, инвесторы и кредиторы. Дешевые кредиты всегда интересовали предпринимателей, однако, при получении такого кредита российские банки сегодня все чаще обращаются к западному опыту, требуя до выдачи кредита расчеты эффективности будущего производства, поэтому вопрос о создании именно эффективных предприятий АПК в России становится все наиболее актуальным и злободневным. К сожалению в России, интенсивность труда в сельском хозяйстве существенно отличается от показателей экономически развитых стран Европы и мира. Так, например, если в Германии на сегодняшний день один занятый в сельском хозяйстве работник обеспечивает продовольствием 137 человек (в 1960 году этот показатель был – 17 человек), в России этот показатель, в настоящее время находится на уровне, в зависимости от региона, от 5 до 20 человек.
Таким образом, по интенсивности труда в сельском хозяйстве наша страна отстает от развитых стран мира на 30-50 лет. Однако, в сельской местности у нас живет более четверти всего российского населения и именно Россия имеет около 10 % общемировых запасов пахотных земель, что на сегодняшний день составляет 115,2 млн.га пашни, из которых используется 76.9 млн.га. Поэтому неслучайно, что в нашей стране вопросу интенсификации сельского хозяйства и, как следствие, созданию эффективных производств уделяется, в последнее время, особое внимание.
К сожалению, происшедший в 90х годах в России разрыв связи сельских производителей с наукой, выстроенной десятилетиями научно-внедренческими службами Минсельхоза советского периода, еще далек от восстановления, а приспособиться к рыночным условиям сельскому товаропроизводителю не только очень трудно, но и необходимость принятия им самостоятельных решений по непроработанным вопросам, негативным образом сказывается на конечном результате. Маловероятно, что при таком существующем положении возможно создание эффективных производств в сельском хозяйстве, поэтому, неслучайно, что в переходный период экономики сельскохозяйственная информационно консультационная служба в России стала играть значимую роль в развитии АПК.
Как показывает опыт развитых зарубежных стран, такого рода службы являются своеобразными проводниками между производственными и научно-образовательными учреждениями, а на этапах кардинальных преобразований в аграрном секторе - основным координатором в системе управления отраслью.
Сегодня, когда со стороны государства, на протяжении последних лет, оказывается ощутимая помощь сельскому товаропроизводителю, возникли основные предпосылки по формированию системы информационно-консультационного обеспечения АПК России. Отрадно, что помимо образования в ряде российских областных центров таких служб, которые существенно повышают степень обоснованности принимаемых решений, все чаще можно услышать о существовании отечественных консалтинговых и инжиниринговых фирм, предлагающих комплексные решения при создании предприятий АПК.
Анализ опыта по повышению интенсивности труда в сельском хозяйстве в Германии, где интенсивность труда за 40 лет выросла почти в 10 раз, определенно указывает на применение иных современных технологий при создании эффективных производств и, в первую очередь, к таковым относится выстроенная система взаимоотношений между сельскими товаропроизводителями и инжиниринговыми компаниями при создании новых производств.
Трудно себе представить, чтобы сегодня немецкий предприниматель напрямую закупал оборудование у завода-изготовителя или у его представительства. Обратившись к изготовителю оборудования, немецкого сельского товаропроизводителя сразу переадресуют к инжиниринговой компании, с которой у производителя оборудования договор по представлению его интересов и которая будет нести всю ответственность за конечный результат. Именно инжиниринговая компания, например, в Германии решает возникающие у сельского товаропроизводителя вопросы, включая и поставку оборудования. В России же, к сожалению, отсутствует достаточное количество инжиниринговых фирм, способных взять на себя всю ответственность за успешную реализацию конкретного проекта и, как следствие, иностранные производители оборудования чувствуют себя весьма вольготно и уверенно на нашем рынке, платя налоги от его продажи минуя нашу страну.
Едва ли еще в какой стране мира, в настоящее время, иностранный производитель от продажи технологического оборудования для предприятий АПК получает такую прибыль как в России. Если в Германии прибыль от продажи оборудования в 3-5% - это норма, то в России эта цифра достигает 30-40% и более, а оплачивает ее российский товаропроизводитель.
Не удивительно, что после развала СССР, в России произошел значительный рост цен на импортное технологическое оборудование. Если в советские времена оборудование закупалось специалистами, владеющими навыками и знаниями внешнеторговых сделок, специализирующихся на закупках отдельных товаров и, к тому же, носило централизованный характер, то с начала 90-х годов каждое предприятие получило возможность самостоятельно проводить переговоры с иностранными производителями, что, естественно, не могло не отразиться на повышение стоимости товара. При создании нового предприятия АПК, еще более сложно инвестору или будущему товаропроизводителю разобраться во всем перечне не только оборудования, но и выполняемых работ для получения эффективного производства. Поэтому услуги инжиниринговых компаний не только целесообразны, но и необходимы для построения современного эффективного предприятия.
Проработав почти 15 лет в немецкой компании, хорошо изучив немецкий опыт работы, мы создали российскую инжиниринговую фирму и пришли к выводу, что для построения эффективного производства в России с помощью аналогичных отечественных фирм необходимо обобщить немецкий положительный опыт с российской действительностью. К сожалению, в России пока отсутствуют необходимые предпосылки для возникновения достаточного количества таких отечественных фирм.
Если снова вспомнить положительный опыт в Германии, то там будущий товаропроизводитель может рассчитывать на списание государством, оплаченной им стоимости за технологический проект и бизнес-план на будущее предприятие до 100 тысяч Евро в качестве налогового зачета. Выгода с обеих сторон очевидна:
-потенциальный товаропроизводитель, заказывая инжиниринговой или консалтинговой фирме технологический проект и бизнес-план, получает реальные цифры по объему инвестиций, так и необходимые расчеты, включающие и возможную окупаемость, прибыль будущего производства и т.д. Потенциальный товаропроизводитель, после получения всей необходимой первоначальной информации о будущем его проекте, имеет возможность оценить все свои возможности по его реализации, а, отказавшись от него не будет сожалеть о понесенных затратах;
- инжиниринговые немецкие фирмы имеют достаточное количество работы, так как их востребованность со стороны потенциальных товаропроизводителей при таком подходе государства, очевидна. С учетом достаточной востребованности их услуг на рынке и использования кооперации в работе (как правило, инжиниринговые фирмы в Германии имеют в штате 3-7 человек), как количество таких фирм, так и качество их услуг имеют тенденции к росту, а из-за малочисленности штатного персонала, зарплата их сотрудников выше среднего уровня;
- государство, стимулируя и принуждая, таким образом, потенциального товаропроизводителя к основательной подготовительной работе над своим будущим проектом, способствует созданию исключительно эффективного производства, способного в будущем исправно платить налоги, но без помощи инжиниринговых фирм «заложить фундамент» таких эффективных производств маловероятно. Поэтому предлагая своим предпринимателям налоговый зачет на предпроектную подготовку до 100 тыс.Евро, государство полностью контролирует эту сумму и при поступлении ее на счет инжиниринговой компании, с этой суммы и будут оплачены налоги.
В итоге, все в выигрыше: государство, потенциальный товаропроизводитель и инжиниринговые компании и именно такая взаимосвязь и неразрывность приводят к созданию в Германии эффективных производств.
В России отечественным инжиниринговым или консалтинговым компаниям весьма непросто удержаться «на плаву». Из-за очевидного отсутствия востребованности их услуг на рынке, большинство из них или прекращают свою деятельность, или становятся посредническими компаниями, не неся особой ответственности за конечный результат. Отсутствие на российском рынке достаточного количества профессиональных инжиниринговых фирм приводит и к очевидным просчетам сельских товаропроизводителей, и к значительной переплате средств на каждом из этапов при создании предприятия АПК и при этом в России полностью отсутствует эталонный стандарт стоимости предприятия АПК при комплексном его решении.
У большинства инвесторов еще бытует мнение, что объем инвестиций на будущее предприятие АПК складывается, в основном, из затрат на строительство и оснащение, а ведь это всего лишь часть затрат, если учитывать комплексный подход к созданию АПК. Только основательно проведенная предпроектная подготовка с разработкой общей концепции развития будущего производства способна оптимизировать и определить общий объем необходимых инвестиций. Выгоден ли иностранному производителю оборудования такой подход? Конечно же нет!
Иностранный производитель, получив запрос по конкретному проекту АПК (животноводческий комплекс, убой, мясо,-молокопереработка) услужливо берет «под козырек», названную производительность будущего производства. Чем больше эта цифра, тем большее количество оборудования можно будет продать – это философия каждого, без исключения, производителя и только профессиональная работа инжиниринговой фирмы, может предостеречь инвестора от непоправимой ошибки. Уже на первом этапе работы, при разработке общей концепции развития будущего предприятия, инжиниринговая фирма может разработать именно ту модель производства, которая позволит на выделенную сумму инвестиций комплексно решить все вопросы, позволившие в последствии получить эффективное производство АПК, а последующая разработка технологического проекта и бизнес-плана помогут определиться в окончательном объеме необходимых инвестиций.
Безусловно, отсутствие в России стимулирования возникновения отечественных инжиниринговых фирм, а также и отсутствие необходимой поддержки со стороны государства по предпроектной подготовке будущих предприятий АПК не может не сказаться на их эффективности. Отсутствующая информация как у государства, так и у инвесторов по суммам необходимых инвестиций на создание различных предприятий АПК в России, при комплексном решении, также негативным образом сказывается и на кредитовании этих предприятий и на определении налогооблагаемой базы. Если сегодня общая сумма инвестиций при создании предприятий АПК, как правило, определяется инвесторами по затратам на строительство и оборудование, то куда тогда относить затраты на приобретение энергомощностей, обеспечение водой, очистными сооружениями, объектами инфраструктуры, включая и строительство подъездных дорог, приобретение земли, спец.техники, транспорта и т.д.?
Поэтому наша фирма, обобщив положительный опыт немецких инжиниринговых компаний и российской действительности разработала еще более интересную технологию работы инжиниринговых фирм, позволяющую создавать эффективные предприятия АПК в России. Однако, из-за устойчивого в обществе мнения будущих товаропроизводителей о «выгодности» работать напрямую с производителями оборудования, и отсутствия должной поддержки со стороны государства, нам приходится много времени и сил тратить на просветительскую работу, без которой невозможно реализовать серьезные проекты.
К сожалению, в России до сих пор не утвердилось мнение о том, что за целостность проекта должна нести ответственность одна компания, а не десяток разрозненных подрядчиков. Если в развитых странах это обычная практика, то в России этому нужно убеждать. Так как на сегодняшний день отсутствует иной положительный опыт создания эффективных предприятий АПК, нежели посредством инжиниринговых компаний, то и Россия перейдет к такому подходу и чем скорее это произойдет, тем быстрее пойдет интенсификация сельского хозяйства в нашей стране. А чтобы Россия могла догнать и перегнать развитые страны в этом направлении, необходимо стимулировать создание десятков профессиональных инжиниринговых компаний, руководителями, ведущими специалистами которых могут быть сегодняшние ведущие сотрудники представительств иностранных компаний в России. Именно эти специалисты, имеющие колоссальный опыт и знания способны за короткое время внедрить известный западный опыт в России; государство получит достаточное количество налогов от их деятельности, а сельский товаропроизводитель сразу почувствует разницу в минимизации объема общих инвестиций, за счет грамотно проведенных переговоров как с производителями оборудования, так и, в первую очередь, за счет оптимально выбранной модели будущего производства АПК в каждом конкретном случае с учетом социальной значимости будущего проекта.
С нашей точки зрения, инжиниринговая компания должна отвечать перед Заказчиком за конечный результат, непосредственно участвуя не только во всех основных проектных и предпроектных работах, в поставках оборудования и запуске предприятия, но и проводить тендеры среди подрядчиков, предлагая Заказчику отобранных проверенных исполнителей.
Наверно уместно будет снова обратиться к имеющемуся у нас немецкому опыту работы инжиниринговых компаний. Несмотря на относительную проработку вопроса со стороны государства по созданию эффективных предприятий АПК и там встречаются исключения, и, к сожалению, во времена всеобщей погони за материальными благами, в последнее время все чаще.
Так, например, 3 года назад одна немецкая инжиниринговая фирма вела проект по созданию предприятия сырокопченой колбасы, производительностью 20 тонн в сутки. Взяв к исполнению, указанную заказчиком производительность, немецкая инжиниринговая компания не проработала основной вопрос по возможности поэтапного ввода в эксплуатацию дорогого технологического оборудования для производства сырокопченых колбас, исходя из ее возможной реализации. Очевидно, что при отсутствии стабильного заказа на такие объемы, единовременный запуск всего производства заведомо убыточен, а, следовательно, и «замораживать» кредитные средства на несколько лет, пока не будет решен основной вопрос по реализации всего объема продукции не только бессмысленно, но и не оптимально. Поэтому немецкая инжиниринговая фирма должна была или предложить заказчику сократить объем выпуска продукции на этапе разработки технологического проекта, или предусмотреть поэтапный ввод технологического оборудования, с возможностью или достраивания климакамер и сушильных камер на уже готовых площадях, или предусмотреть проектом возможность последующего достраивания этих площадей, вместе с камерами. Подобные предложения инжиниринговой фирмы существенно сократили бы заказчику первоначальный объем инвестиций и не создали бы дополнительную нагрузку на введенное в эксплуатацию предприятие по выплате кредитных средств всей суммы инвестиций, часть из которых была преждевременной. В итоге, несмотря на, казалось бы, грамотно созданное немецкой инжиниринговой фирмой предприятие, исходя из пожеланий заказчика, последний, уже через полгода после ввода его в эксплуатацию оказался на грани банкротства…..
Приведенный выше пример красноречиво доказывает взаимосвязь профессионализма и порядочности у любой из компаний при создании эффективного производства. Отрадно, что в школах России, со следующего года будет введена новая дисциплина по духовно-нравственному воспитанию. Можно много и долго инвестировать в человека, в предприятие, в фирму, но если будет отсутствовать основная, такая составляющая профессионализма, как порядочность, создание эффективного производства будет мифом, а не реальностью.
(Продолжение в следующем номере)
Генеральный директор
ООО «Шульнис»
доцент, к.т.н. Беляничев С.А.